Конспект урока по технологии 10 класс Логические и эвристические методы решения задач

Конспект урока по технологии 10 класс Логические и эвристические методы решения задач

Цели:

Образовательные:

  • закрепить полученные знания, умения, навыки;
  • познакомить с алгоритмом решения логических задач;
  • способствовать закреплению данного алгоритма;

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • способствовать развитию памяти, внимания;
  • способствовать развитию грамотной речи;

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия, определения, логические законы.

Учащиеся должны уметь:

  • упрощать логические выражения;
  • строить таблицы истинности для логических выражений;
  • решать логические задачи.

Оборудование: карточки с заданиями, проектор, компьютер

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  • Изучение новой темы

Логические и эвристические методы решения задач

Решая любую задачу, человек может идти двумя путями:

1) применить известные типовые решения, общепринятые схемы — это исполнительский уровень;

2)изобрести (создать, спроектировать) новый своеобразный способ до­стижения цели — это творческий уровень.

Очевидно, что творческий процесс предполагает решение неординар­ных, не типовых, но творческих задач.

Творческую задачу можно определить как возникающую в любом ви­де деятельности или в повседневной жизни ситуацию, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска объективно или субъективно (для конкретного человека) новых, не известных ранее методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, техно­логии и т. п. Творческая задача всегда является результатом какого-то про­тиворечия, несоответствия реального и требуемого, имеющегося и жела­емого.

Все известные методы решения творческих задач по признаку преобла­дания в них интуитивных или логических процедур и соответствующих им правил деятельности условно можно разделить на две группы: логические и эвристические1.

Логические (рациональные) методы — это методы, в которых преобла­дают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д. Данная группа методов основана на использова­нии оптимальной логики анализа технического или какого-либо другого со­вершенствуемого или исследуемого объекта. Эти методы применяются повсеместно в науке и в жизни, их преподают в школе. Наиболее ярким при­мером сферы применения логических методов является математика.

Эвристические (интуитивные, или иррациональные) методы — это си­стема принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности человека, решающего творческую задачу. Они стиму­лируют интуитивное мышление, генерирование новых идей и на этой осно­ве существенно повышают эффективность решения определенного класса творческих задач.

Методы эвристики начали разрабатываться сравнительно недавно и первоначально предназначались для решения чисто технических задач. Однако сегодня они находят применение в различных областях управле­ния и бизнеса, в рекламе, дизайне, даже в искусстве, например при подго­товке театральных постановок. Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ран­га. Проведение совещаний, деловых игр с использованием данных мето­дов открывает принципиально новые подходы к решению управленческих проблем, задач в области коммерческой деятельности, а также в сфере услуг.

Эвристические методы решения нестандартных задач представляют собой эффективные алгоритмы, которые позволяют рационализировать различные стороны поисковой деятельности. Эти методы опираются на активизацию творческой деятельности человека и развитие его творче­ских способностей на основе интуитивных процедур деятельности, фанта­зии, аналогий и др. В данную группу входят: метод «мозговой атаки», синектика, метод эвристических вопросов и др. Все эти методы достаточ­но хорошо разработаны и могут использоваться как отдельным специали­стом, так и сформированным для этой цели обученным творческим коллективом.

В следующих параграфах вы познакомитесь с эвристическими методами решения творческих задач и, возможно, сумеете применить их как в работе над своим проектом, так и в будущей профессиональной деятельности.

Изобретение, патент, формула изобретения, критерии патентос­пособности, товарный знак и знак обслуживания, полезная модель, промышленный образец, интеллектуальная собственность, рацио­нализаторское предложение, логические и эвристические методы ре­шения задач.

  1. Что такое «патент»?
  2. Выскажите свое понимание творчества и действий, составляющих твор­ческий процесс.
  3. Какие методы решения задач вы отнесете к группе логических? Когда и в чем вам приходилось применять их?
  4. Кто может стать обладателем интеллектуальной собственности?

⇓ Полное содержание урока смотрите по ссылке ⇓

Конспект урока по технологии 10 класс Логические и эвристические методы решения задач

Презентация к уроку Логические и эвристические методы решения задач

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *