Конспект урока по технологии 10 класс Морфологический анализ

Конспект урока по технологии 10 класс Морфологический анализ

Цели занятия:

Образовательная:  освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности;

Воспитательная: формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг.

Развивающая: развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности,

Методы обучения: рассказ, беседа, объяснение.

ХОД УРОКА

ЭПАПЫ ВРЕМЯ,

мин

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1 Организационный момент 5 Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся, раскрытие плана проведения занятия. Приветствие, подготовка школьников к занятию.
2 Организация выявления ЗУНов 5 Выяснения степени усвоения учащихся заданного учебного материала Активизируют свою память, ответы на вопросы преподавателя
3 Изучение новой темы 40-50 Организация внимания школьников, сообщение основной идеи материала, объяснение темы Слушание преподавателя, усвоение, запоминание
4 Закрепление 7-10 Систематизация, обобщение материала, фронтальный опрос Ответы на вопросы преподавателя по новой теме
5 Информация о домашнем задании 3-5 Объяснение домашнего задания Записывают домашнее задание
6 Подведение итогов 3-5 Анализ работы школьников и отдельных учащихся Анализ своей работы на уроке

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия называется « Уход за половыми покрытиями. Виды половых покрытий». Цель занятия: познакомить с разными видами половых покрытий и уходу за ними.

2.Организация выявления ЗУНов

Вопросы:

1.Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке, кто скажет?

2.Какие изделия мы рассмотрели?

3.Каким параметрам должно отвечать качественное изделие?

3.Изучение новой темы.

Рассмотрим развитие методов создания новых технических решений, возвратимся в грозные годы второй мировой войны.

В Швейцарии небо было ослепительное и высокое. Он любил его и днем и, особенно, ночью, когда мириады подмигивающих звезд из далеких миров давали ему, уже известному астроному, автору теории о существовании нейтронных звезд, ощущение родства с бесконечной Вселенной. Но последнее время чувство подкрадывающейся опасности не покидало его. Формально Швейцария была нейтральной страной, но и немецкие дипломаты и разведка чувствовали себя здесь как дома, и любой мог мгновенно оказаться в подземной берлинской тюрьме гестапо или в концлагере.

Швейцарский астроном Ф. Цвикки решил переехать в США. Его, астронома с мировым именем, привлекли к работе над созданием ракет, реактивных двигателей, которую воюющая Америка неустанно расширяла. Пригласили Ф. Цвикки больше из-за его прошлых заслуг, для престижа фирмы, не очень надеясь на большой изобретательский вклад. Каково же было удивление разработчиков, когда, приученный своими астрономическими занятиями к систематизации, ученый перенес метод построения многомерных диаграмм, (приведший его в 1939 г. к открытию), на технику и получил необыкновенные результаты.

Метод позволил за короткое время создать большое число оригинальных технических объектов и фирма «Аэроджент инжиниринг корпорейшен» стала признанным лидером, запатентовав совместно с автором значительное число творческих идей. Цвикки задался заманчивой идеей: создать как можно более полный список возможных вариантов решения. Для этого по своим многомерным таблицам он построил систему признаков, определяющих конструкцию двигателей и получил огромное число вариантов (в 1943 г. — 576 вариантов реактивных двигателей, а в 1951 г. составил ящик, в котором содержалось 36864 типа реактивных двигателей). Проанализировав их, Ф. Цвикки нашел немало сочетаний, на которые и были получены патенты.

Назвал свои методы (их целый ряд) Цвикки методами морфологического сравнения. Термин «морфология» (от греческих слов «форма» и «учение») присутствует и в названии самого разработанного и применяемого – «морфологического ящика», хотя корректнее звучит математический термин «матрица».

Морфологический подход – исследования всех признаков и вариантов решения, вытекающих из закономерностей строения (морфологии) объекта, подлежащего усовершенствованию или созданию заново.

Покажем, на примере, как составляют морфологический ящик (МЯ). Пусть мы задались целью создать новый утюг. Необходимо определить, что и для чего это будет. Определение может быть следующим.

Утюг – устройство для разглаживания тонких поверхностей (оболочек) преимущественно из тканных материалов, на основе нагрева составляющих волокон и фиксации их в требуемом геометрическом положении, определяемом формой подстилающей поверхности.

Это определение позволяет выявить 3 основные составляющие, которые будут осями.

А. Нагрев материала

А1. Контактом с нагретой поверхностью.

А2. Лучеиспусканием (источником света).

А3. Паром, горячим воздухом.

А4. Трением, давлением, ударами.

Б. Распрямление материала

Б1. Заостренной передней частью.

Б2. Струей воздуха.

Б3. Размещением материала в рамке, расположенной по периметру м увеличивающейся в размерах.

В. Давление на материал

В. Тяжесть самого утюга.

В. 2Передачей на материал веса гладящего.

В.3 С использованием магнитного прижима к доске.

В4. С помощью реактивных сил.

Общий вид полученной матрицы выглядит так:

А1 А2 А3 А4
Б1 Б2 Б3
В1 В2 В3 В4

Тогда общее число вариантов равно 4x3x4=48.

Среди них есть и прабабушкина конструкция (А1, Б1, В1) и нестандартная (А2, Б2, В4) — утюг в виде комбинации мощной лампы и вентилятора, расправляющего материал и создающего давление на него. Если бы мы добавили ось «материал» — количество вариантов бы увеличилось. Кстати, в Польше создали утюг из огнеупорного стекла с использованием инфракрасного излучения.

Хороший метод, не правда ли? Обрушивающий на автора тысячи комбинаций. Только как выбрать наилучшую? Где гарантия, что она оптимальная? И ведь перебор уже был, в методе проб и ошибок!

Но все же в изобретательской практике было положено начало новой группе, получившей название методов функционально-структурного исследования объектов.

Задача 1.

Заполните морфологическую матрицу по нижеприведённому примеру, но укажите свои варианты профессий (какие вы считаете наиболее интересными для себя) и параметры их выбора.

Наиболее значимые параметры Значение шкалы,

балл

ВАРИАНТЫ ПРОФЕССИЙ
1 2 3
Итого

Пример заполненной морфологической матрицы-таблицы, на основе которой производили анализ выбора профессии для некоторого старшеклассника.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Наиболее значимые параметры Значение шкалы,

балл

ВАРИАНТЫ ПРОФЕССИЙ
Инженеравиаконструктор Наладчик ЭВМ Водитель грузовика
Зарплата 100 80 95 100
Престижность 90 85 80 60
Возможность заниматься самостоятельной творческой деятельностью 90 90 70 30
Режим работы 80 60 60 80
Возможность смены мест, путешествий 50 40 30 50
Итого 355 335 320

Пояснение:

Ученика интересует три профессии. Для решения задачи выбрали все наиболее значимые (для данного ученика) факторы, определяющие важность, престижность и т.д., профессии, и записали их в 1-ю колонку таблицы. Во 2-й колонке записали шкалу, по которой оценивали данный параметр для данного ученика.

Далее в пределах выбранных шкал экспертно оценивались все три профессии. В результате сложения суммы экспертных оценок по всем параметрам определили, что наиболее предпочтительной является профессия инженера-авиаконструктора.

4.Закрепление

1.Что такое морфологический анализ?

2.Для чего он нужен?

3.как с его помощью разработать новое изделие с лучшими параметрами ?

5.Информация о домашнем задании

Задача 2.

Решите методом морфологического анализа задачу конструкторского дизайнерского характера по созданию оригинальной конструкции любого другого изделия, оформите в виде небольшого проекта в тетради.

Для этого заполните морфологическую матрицу по вышеприведённому примеру.

Можете указать свои варианты формы корпуса и материала (какие вы считаете наиболее интересными, практичными, эргономичными).

РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ БУДИЛЬНИКА (изделия)

Прямоугольная Круглая Овальная Шарообразная Кольцевая В виде предмета Тонкая плёнка
Оргстекло
Кварц
Цветное стекло
Металл (золото)
Металл (серебро)
Металл(сталь)
Стекло
Пластмасса
Слой воздуха
….
Итого

Подведение итоговВыставление оценок за активную работу на уроке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *