Содержание учебной программы ОБЖ 10 КЛАСС

Содержание учебной программы ОБЖ 10 КЛАСС

Раздел I. Безопасность и зашита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

  1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседнев­ной жизни, и правила безопасного поведения

1.1.    Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных
условиях.

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе.

1.2. Подготовка к проведению турпохода.

Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профи­лактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного суще­ствования.

1.3.  Обеспечение личной безопасности на дорогах.

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасно­го поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязан­ности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на до­рогах.

1.4.   Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возмож­ных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспор­те, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминальной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

1.5.   Правила личной безопасности при угрозе террористи­ческого акта.

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

1.6. Уголовная ответственность за участие в террорис­тической деятельности

Уголовная ответственность за подготовку и совершение тер­рористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная от­ветственность за захват заложников, за заведомо ложное сообще­ние об акте терроризма, за организацию незаконного вооружен­ного формирования или участие в нем.

1.7.  Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолет­них. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в маршрутном транспорте. Уголовная ответствен­ность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение пра­вил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

— правила безопасности при автономном существовании в природной среде;

— правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;

— правила поведения при захвате в заложники или похищении.

Уметь:

— устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;

— назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бед­ствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного суще­ствования в природных условиях.

 

  1. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению.

Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, ополз­ни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического и биоло­гического происхождения.

2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, при­чины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению.

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опас­ном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

2.3. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, наиболее вероятных в Тамбовской области.

Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:
— причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Тамбовской области;

— потенциально опасные объекты в районе проживания.

Уметь:

-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;

— различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.

 

  1. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

3.1. Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных кон­фликтов

Военные угрозы национальной безопасности России. Нацио­нальные интересы России в военной сфере, защита ее независи­мости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства. Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

3.2. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осу­ществления.

Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Междуна­родный терроризм как социальное явление. Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный тер­роризм.

3.3. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в
области безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие нрава и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, по­ложения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Феде­ральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безо­пасности», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии тер­роризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

РСЧС, история её создания, предназначение, структура, задачи, решае­мые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

— правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;

— основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;

— особенности современных войн и вооружённых конфликтов;

— общие черты международного терроризма.

Уметь:

— работать с правовыми документами.

 

  1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

4.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая часть подготовки человека к профессиональной  деятельности.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физичес­кое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходи­мость сохранения и укрепления здоровья — социальная потреб­ность общества.

4.2. Инфекционные заболевания, их классификация.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм пере­дачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний.

4.3 Передача инфекции и профилактика инфекционных заболеваний.

Понятие об имму­нитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных забо­леваний.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

— основные понятия, функции и показатели здоровья;

— признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;

— наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.

Уметь:

— в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;

— обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.

 

  1. Основы здорового образа жизни

5.1.       Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

5.2.       Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность.

Основные понятия о биологических ритмах человека. Влия­ние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности чело­века. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспо­собности.

5.3.      Значение двигательной активности и физической культуры для здо­ровья человека.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспо­собности и долголетия.

Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека.

5.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия.

5.5.-5.6. Алкоголизм и курение, их профилактика.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социаль­ные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его со­ставные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

5.7. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркома­нии, чистота и культура в быту.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

— основные понятия и структуру ЗОЖ;

— роль питания как составляющей ЗОЖ;

— влияние двигательной активности на здоровье человека;

— социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.

Уметь:

вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию

 

  1. Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны

6.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи граж­данской обороны.

Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении бое­вых действий или вследствие этих действий.

6.2.-6.3. Современные средства поражения, их поражающие факторы и мероприятия по защите.

Ядерное  оружие,  поражающие  факторы  ядерного  взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современ­ных средств поражения.

6.4. Оповещение и информирование населения о чрезвы­чайных ситуациях военного и мирного времени.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!» Передача речевой ин­формации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных си­туациях.

6.5. Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных си­туаций военного и мирного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное пред­назначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооруже ниях.

6.6.-6.7. Средства индивидуальной защиты.

Основные средства защиты органов дыхания и правила их ис­пользования. Средства защиты кожи. Медицинские средства за­щиты и профилактики.

6.8. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организа­ция санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

6.9. Организация гражданской обороны в общеобразова­тельном учреждении.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

— основные понятия ГО;

— современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;

— организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;

— организацию гражданской обороны в школе.

Уметь:

— определить вид применённого оружия;

— пользоваться убежищем;

— подобрать противогаз и пользоваться им;

— действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *