Конспект урока по ОБЖ 6 класс Укусы насекомых и защита от них

Конспект урока по ОБЖ 6 класс Укусы насекомых и защита от них

Цель: Научить оказанию самопомощи при укусах насекомых и защите от них

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, презентация по теме урока, видеоматериал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, контроль посещаемости.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Беседа по вопросам:

Встреча с какими дикими животными в вашем регионе проживания может быть опасна для человека?
— По каким признакам можно определить присутствие диких животных в районе вашего пребывания на природе?
— Какую опасность для человека представляет медведь-шатун и как избежать встречи ним?
— Почему не следует разорять убежища (норы) мелких диких животных?

  1. Сообщение темы и цели урока

III. Изложение программного материала

Во время летнего отдыха на природе много неприятностей человеку доставляют повсеместно распространённые кровососущие насекомые. Это комары, мошки, мокрецы и слепни, которые появляются в начале мая и исчезают только осенью. Их укусы болезненны, а непрерывное присутствие днём и ночью утомляет человека, отрицательно влияет на его настроение, снижает положительное впечатление от общения с живой природой.

Эти насекомые могут быть и переносчиками инфекционных заболеваний. Поэтому, находясь в местах, где много комаров, мошек, слепней, следует закрывать по возможности все части тела одеждой.

Во время похода стоянки необходимо устраивать на открытых участках местности, хорошо проветриваемых, и разводить костёр для отпугивания насекомых.

Определённую опасность для человека, находящегося в природных условиях, представляют и другие насекомые: пчёлы, осы, шмели, шершни, если растревожить места их обитания. Гнёзда лесных пчёл и ос располагаются на деревьях, шершней — в дуплах деревьев, а шмелей — в подземных норах. Лучше их обходить стороной и не тревожить.

Жало пчелы имеет вид гарпуна и снабжено 8—10 зазубринами, которые не позволяют целиком извлечь его после укуса. Жаля, пчела отрывает своё жало с частью брюшка, оставляя его в теле жертвы, тем самым нанося себе смертельную рану. В этой части брюшка находятся ядовитые железы, которые продолжают впрыскивать в ранку яд уже после того, как пчела улетела. На такой отчаянный шаг насекомые идут только в состоянии беспокойства, если их гнезду грозит опасность.

Во второй половине лета много неприятностей могут принести осы и шершни. Они сладкоежки и слетаются на запах фруктов, варенья, конфет. Эти насекомые очень агрессивны и нападают без особого повода. Жало у ос и шершней длиннее, чем у пчёл, и не имеет зазубрин, поэтому они способны жалить многократно. Шмели считаются более миролюбивыми, чем пчёлы, и нападают крайне редко, так как причин для волнений относительно своего жилища у них меньше.

После укуса пчелы, осы, шмеля или шершня на коже человека образуется зудящая припухлость. Для некоторых людей укус может быть очень опасен: спустя 5 мин появляется болезненный волдырь, который увеличивается в течение двух суток. Но могут появиться и более серьёзные последствия укуса: крапивница, отёк, першение в горле, рвота.

Помня об этом, в походе желательно обходить стороной места обитания этих насекомых, а тем более не разорять их гнёзда. Если во время движения вы случайно потревожили рой пчёл, следует замереть на несколько минут, пока насекомые не успокоятся, а затем осторожно покинуть опасное место.

При нападении роя пчёл спастись можно только бегством, прикрывая лицо руками. Бежать надо к воде или густому кустарнику, чтобы укрыться от насекомых.

Во время похода, для того чтобы не покусали пчёлы, осы или шершни, рекомендуется смазывать открытые участки тела одеколоном, в который добавлены мятное масло или мятные капли.

В природной среде человека подстерегает ещё один грозный враг — клещи. Клещи являются переносчиками тяжёлого заболевания — энцефалита.

В России природные очаги клещевого энцефалита обнаружены в 46 областях, краях и республиках. Особенно опасны в этом отношении районы Западной Сибири и Урала, а также территория Свердловской области, в том числе город Екатеринбург. В настоящее время инфекция клещевого энцефалита отмечается в европейской и дальневосточной частях России.

Период наибольшей активности клещей приходится на весну и первую половину лета. Сидя на травинках или на деревьях, клещи терпеливо ждут, пока мимо них пройдёт животное или человек. Клещи не могут летать или прыгать, они могут только зацепиться за проходящую мимо и задевающую их жертву или же упасть на неё. Укус клеща может оставаться незамеченным довольно долго из-за присутствия в его слюне обезболивающих веществ.

Основными переносчиками вируса клещевого энцефалита являются таёжный и собачий клещи. Типичными местами для обитания клещей обоих видов являются смешанные, хвойные леса с густым подлеском, хорошо развитым травяным покровом и подстилкой из опавшей гниющей травы.

Таёжный клещ обычно более многочислен в глухих малообжитых местах, богатых дикими животными, а собачий клещ живет в лесах вблизи селений (там, где есть скот, выпасаемый в лесу). В природе клещи распространены неравномерно, их гораздо больше на звериных тропах, на обочинах лесных дорог и просек. В ряде мест клещи встречаются в пригородных лесах, лесопарках, на приусадебных участках. Непригодными для обитания клещей являются сухие леса, не имеющие травяного покрова и подлеска, хорошо освещённые солнцем. Такие места не опасны для человека.

Клещевым энцефалитом заболевают до 75% жителей городов, заразившихся в пригородных лесах, на садовых и огородных участках.

IV. Итог урока

  1. Закрепление темы урока

— Какую опасность для человека представляют кровососущие насекомые?
— Какие средства помогают защититься от нападения кровососущих насекомых?
— Как уберечься от укусов пчёл, ос, шершней?
— Какую опасность для человека представляют лесные клещи?
— В какой период года и в каких местах вашего региона наиболее часто встречаются клещи?

  1. Домашнее задание

С помощью текста параграфа и сети Интернет подготовьте небольшое сообщение (15—20 предложений) на тему «Средства защиты от комаров, мошек, слепней» и запишите его в дневник безопасности.

Используя материалы параграфа и сети Интернет, заполните таблицу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *