Конспект урока ОБЖ 8 класс Обеспечение радиационной безопасности населения

Конспект урока ОБЖ 8 класс Обеспечение радиационной безопасности населения

Цель: ознакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, при эвакуации, при проживании на радиационно-загрязненной местности

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

         Проверка домашнего задания проводится в виде соревнования между двумя командами. Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана.

1 задание. Выполнить тест.

  1. Объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением людей или радиоактивное загрязнение окружающей среды:

а). химически опасные объекты

б). гидротехнические сооружения

в). радиоактивно опасные объекты

г). взрывопожароопасные объекты

  1. Назвать вид события на АЭС при котором разрушается реактор и происходит выброс в окружающую среду значительной доли радиоактивных продуктов:

а). авария в пределах АЭС

б). тяжелая авария

в). авария с риском для окружающей среды

г). глобальная авария

  1. При какой дозе облучения в большинстве случаев наступает смерть:

а). 200 бэр

б). 600 бэр

в). 100 бэр

г). 50 бэр

  1. Какие органы человека больше всего страдают от радиационного воздействия:

а). щитовидная железа

б). кожный покров

в). легкие

г). красный костный мозг

  1. Однократное облучение:

а). первые двое суток

б). первые четверо суток

в). первые сутки

г). первые трое суток

  1. После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии, в период ликвидации устанавливается зона:

а). зона отчуждения

б). зона ограничений

в). зона профилактических мероприятий

г). зона экстренных мер защиты населения

2 задание. Ответить на вопросы. (каждой команде по 3 вопроса)

  1. Классификация аварий на радиационно опасном объекте.
  2. Классификация происшествий на радиационно опасном объекте.
  3. Зоны радиоактивного заражения.
  4. Фазы аварий.
  5. Стадии лучевой болезни.
  6. Типы радиационно опасных объектов.

3 задание. Блиц-опрос для капитанов. (капитаны отвечают на вопросы поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан)

На вопросы капитаны отвечают поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан.

  1. Что такое ионизирующее излучение?
  2. Какое событие понимается как радиационная авария?
  3. Что такое радиационно опасный объект?
  4. Что такое радиоактивное загрязнение окружающей среды?
  5. Источники внешнего облучения.
  6. Источники внутреннего облучения.

III. Изучение нового материала

Радиационно опасные объекты в режиме нормальной работы не представляют опасности для здоровья персонала и населения. Опасности при использовании ядерной энергетики возникают при авариях на радиационно опасных объектах. Поэтому в целях обеспечения радиационной защиты населения нашей страны в 1995 г был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения». В законе определены основные понятия, имеющие отношение к радиационной безопасности; определено государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности и установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения в результате использования источников ионизирующего излучения.

  • радиационная безопасность населения – это состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего облучения;
  • естественный радиационный фон – это доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, которой постоянно подвергаются все живые организмы на Земле.
  • техногенно измененный радиационный фон – это естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;
  • санитарно-защитная зона – это территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы для населения.
  • зона наблюдения – это территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;
  • радиационная авария –это потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

         Все люди на Земле получают от всех естественных и искусственных источников в среднем по 0,25 бэр в год. Это и принято за начальную точку отсчета при установлении допустимых уровней облучения организма человека.

Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами МЧС России разработаны рекомендации по правилам поведения населения в зависимости от возникшей ситуации.

Возникновение радиационной аварии

  1. находясь на улице необходимо:

— немедленно защитить органы дыхания платком, шарфом

— укрыться в ближайшем здании, лучше в своей квартире

— войдя в помещение, в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или пленку.

  1. находясь дома необходимо:

— закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия

— включить телевизор и ждать информации о дальнейших действиях

— загерметизировать помещении е

— открытые продукты поместить в полиэтиленовые мешки, пакеты

— сделать запас воды в закрытых сосудах

— продукты и воду поместить в холодильник

— помещение оставлять в крайней необходимости, одевая средства индивидуальной защиты

Эвакуация при радиационной аварии

— собрать необходимые вещи: документы, деньги, личные вещи (обувь и одежду по сезону), однодневный запас продуктов и сложить все это в чемодан или рюкзак

— обернуть чемодан полиэтиленовой пленкой

— отключить электро- и газовые приборы

— одеть средства индивидуальной защиты и двигаться к сборному эвакуационному пункту

— при движении не снимать средств индивидуальной защиты, избегать поднятия пыли и движения по высокой траве, не прикасаться к посторонним предметам, не пить, не принимать пищу, не курить

— зарегистрироваться на эвакуационном пункте

— прибыв в безопасный район, принять душ и сменить белье и обувь на незараженные

Правила поведения при проживании на радиационно загрязненной местности

— уборка помещения влажным способом с тщательным стиранием пыли с мебели и подоконников

— обувь, в которой ходили по улице, ополаскивать водой (особенно подошву), затем протирать влажной тряпкой

— при возможности обувь и верхнюю одежду оставлять вне квартиры (дома)

— территорию двора периодически увлажнять

— мусор из пылесоса и использованную ветошь при уборке необходимо сбрасывать в яму, вырытую в земле

— на открытой местности не раздеваться, не садиться на землю, не курить

— не купаться в открытых водоемах

— не употреблять в пищу рыбу, раков, особенно из местных водоемов

— перед приемом пищи тщательно вымыть руки с мылом и прополоскать рот 0,5% раствором питьевой соды

— проведение йодной профилактики (в течение 7 дней по одной таблетке йодистого калия, а для детей до 2 лет ¼ таблетки)

IV. Закрепление

  1. На каких предприятиях нашего города может произойти радиационная авария.
  2. Вы проживаете на местности, где степень радиационного загрязнения превышает допустимые нормы. Определите свой порядок действий для обеспечения личной безопасности.
  3. Вам разрешено проживать на территории, прилегающей к зоне радиационной аварии. Какие правила необходимо соблюдать при этом.
  4. Вы находились на занятиях в школе. По сигналу «Внимание всем» вы включили телевизор и получили информацию о радиационной аварии. Ваши действия.
  5. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность.

V. Домашнее задание

         п. 5.3.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *