Урок ОБЖ 11 класс Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Конспект урока по ОБЖ 11 класс Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Цель урока: Познакомить учащихся с порядком первоначальной постановки граждан на воинский учет и определением их пригодности для прохождения военной службы.

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный (урок-презентация)

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 11 класс, презентация «Организация воинского учета»

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

    * Организационный момент

    * Беседа по вопросам:

     — Что такое воинская обязанность?

— Какие мероприятия составляют содержание воинской обязанности граждан?

— Какие мероприятия определяют содержание воинской обязанности в период мобилизации и в военное время?

— Что такое военное положение?

— С какой целью устанавливается воинская обязанность граждан РФ?

— Какое должностное лицо в РФ может объявить общую мобилизацию и ввести на территории страны военное положение?

II. Основная часть

       — объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 31, 32, стр. 146-153

Слайд 1. Организация воинского учета

                 Слайд 2. 1. Воинский учет — это составная часть воинской обязанности граж­дан. Воинскому учету  подлежат все граждане мужского пола, до­стигшие призывного возраста, а также  военнообязанные по месту жительства.

Слайд 3  Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воин­ском учете. Исключение составляют граждане:

-освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соот­ветствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и воен­ной службе»;

Слайд 4 — проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Слайд 5 — отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Слайд 6 — женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (ВУС — категория воинского учета, указыва­ющая военную специальность,  полученную при окончании опреде­ленного образовательного  учреждения);

Слайд 7 — постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Слайд 8. Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом. История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил личным сос­тавом с учетом возможностей страны по народонаселению.

Слайд 9.  Система комплектования войск складывалась постепенно. Так, например, в 1705 г. указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повин­ность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически год­ных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г. по 5—7 человек с 1000 мужских душ. Такая организация воинского учета и воинской повинности позволила Петру I к 1725 г. иметь 220-тысячную регулярную армию.

Слайд 10.  Дальнейшее значительное совершенствование системы комплектования войск произошло в 1874 г. в результате проведения военных реформ  автором которых был военный министр вооруженных сил России Д. д. Ми­лютин.

В 1874 г. в русской армии была введена всеобщая воинская повинность заменившая рекрутские наборы. Всеобщая воинская повинность распрост­ранялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года, при­зывники  тянули  жребий  и  этим  определяли,  кто должен  идти  служить в этом году.

Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.

Такая система комплектования русской армии позволила в период рус­ско-турецкой войны (1877—1878) чрезвычайно быстро — за четыре неде­ли — провести мобилизацию русской армии. На 42-й день войска были сосредоточены на Дунайском театре военных действий.

Слайд 11. Комплектование русской армии в период 1897—1917 гг. осуществлялось в соответствии с Уставом о военной повинности. В нем определено, что муж­ское население, без различия состояний, подлежит военной повинности. К исполнению повинности ежегодно призывался только один возраст насе­ления, а именно молодые люди, которым исполнилось 20 лет от роду к 1 января того года, когда проводится призыв.

Служба в постоянных войсках разделилась на службу действительную и службу в запасе. Общий срок службы для состоящих в частях пехоты и ар­тиллерии определялся в 18 лет, из них 3 года действительной военной служ­бы и 15 лет в запасе; для состоящих в частях всех прочих родов войск — в 17 лет, из них 4 года действительной военной службы и 13 лет в запасе.

Нижние чины сухопутных войск после увольнения с действительной во­енной службы в запас армии состояли 7 лет в запасе первого разряда, а остальное время, до окончания общего срока службы, — в запасе второго разряда. Состояние в запасе ограничивалось достижением 39-летнего воз­раста.

Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Оте­чество.

Слайд 12. Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах по воинскому учету содержатся следующие сведе­ния о гражданине:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • место жительства;
  • семейное положение;
  • образование;
  • место работы;
  • годность к военной службе по состоянию здоровья;
  • профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
  • основные антропометрические данные (длина тела (рост), окружность грудной клетки, масса тела (вес), мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
  • прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
  • прохождение военных сборов;
  • владение иностранными языками;
  • наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
  • наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
  • возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
  • наличие судимости;
  • бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за орга­ном государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.
  1. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Слайд 13. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на во­инский учет, создаваемая в районе, городе или другом администра­тивном образовании,

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевремен­ной явки  по повестке  военного  комиссариата для  постановки  на воинский учет.

Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не ра­ботают и не учатся, они при получении повестки военного комисса­риата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществля­ется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Слайд 14. Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа  местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе;

  • военный комиссар района или иного административно-территориального образования либо заместитель военного комиссара   —   председатель комиссии;
  • специалист по профессиональному психологическому отбору;
  • врачи-специалисты.

Слайд 15-16. Обязанности граждан по воинскому учету.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести меро­приятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на во­инский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии во­прос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к во­енной службе.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог (спе­циалист в отоларингологии — области клинической медицины, изучающей болезни уха, носа, горла), стоматолог и в случае необхо­димости врачи других специальностей.

Персональный состав врачей-специалистов, согласованный с руководителями государственных и муниципальных медицинских учреждений, по представлению военного комиссара утверждается главой местного самоуправления района, города (без районного де­ления).

Врач-специалист по результатам освидетельствования гражда­нина при первоначальной постановке на воинский учет дает зак­лючение о его годности к военной службе по категориям.

Для граждан, признанных годными к военной службе или годны­ми  к военной службе с незначительными ограничениями,  определяется   показатель   предназначения   для   прохождения   военной службы.

Гражданин на основании решения комиссии по постановке граж­дан на воинский учет может быть направлен в медицинское учреж­дение государственной или муниципальной системы здравоохранения на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет, в случае если этот гражданин нуждается в продолжительном (свыше трех месяцев) медицинском обследовании (лечении), выносится за­ключение о его временной негодности к военной службе на срок от 6 до 12 месяцев. После завершения медицинского обследования (ле­чения) гражданин проходит повторное освидетельствование.

При возможности завершить медицинское обследование (лече­ние) гражданина до окончания работы комиссии по постановке граж­дан на воинский учет (в период с 1 января до 31 марта) заключение о его временной негодности к военной службе не выносится.

В этом случае врач-специалист дает заключение о том, что граж­данин нуждается в медицинском обследовании (лечении) с указани­ем срока явки на повторное освидетельствование.

По результатам профессионального психологического отбора, проводимого при первоначальной постановке граждан на воинский учет, решением председателя комиссии может определяться их годность к обучению в общественных организациях, осуществляющих подго­товку по военно-учетным специальностям, а также выдаваться реко­мендации для подготовки в военно-учебное заведение Министерства обороны РФ.

После выполнения всех мероприятий, связанных с первоначаль­ной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии (или по его поручению секретарь комиссии) обязан объявить граж­данам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинско­му учету.

Слайд 17.  Уважительные причины неявки в военкомат.

IV. Закрепление материала:

— Воинская обязанность, ее предназначение и содер­жание.

— Что включает в себя первоначальная  постановка граждан на воинский учет?

— Первоначальная  постановка граждан на воинский учет, сроки его проведения.

— Когда проводится медицинское освидетельствование граждан при первоначальной   постановке на воинский учет.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание: 31, 32, стр. 146-153

Презентация «Организация воинского учета и его предназначение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *