Урок ОБЖ 6 класс Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

План-конспект урока ОБЖ 6 класс Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

Цели:

  1. Познакомить обучающихся с влиянием, которое оказывает деятельность человека на окружающую природную среду.
  2. Показать, что качество нашей жизни зависит от состояния окружающей среды.
  3. Выработать у обучающихся убеждение в необходимости сохранения окружающей среды и бережного отношения к ней.
  4. Познакомить с возможностями сохранения здоровья в условиях неблагоприятной окружающей среды.

Материальное обеспечение урока:

  • мультимедийное оборудование;
  • мультимедийная презентация;
  • раздаточный текстовый материал

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

I.Организационный момент.   Настрой на урок.
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро
Улыбчивым лицам!
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!
Наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают и все … (слышат).
Голова хорошо … (думает).

При встрече мы говорим здравствуйте!

 То есть мы желаем каждому здоровье.

Здоровье – это самое дорогое, что есть у человека.

Необходимо заботиться о своем здоровье, ибо «Здоровье до того превышает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля»- из высказывания А.Шопенгауэра.

— Как вы думаете о чём мы поговорим сегодня на уроке? 

Д:  Правильно о здоровье.

-Чтобы бы вы хотели сегодня  узнать нового на уроке?

— Сейчас мы с вами объединим цели урока.

Цели урока

А ещё ознакомимся  с такими факторами ,которые отрицательно влияют на здоровье человека.

— А на уроке мы с вами будем работать по такому плану

План урока

  1. Работа над новым материалом.

Учитель

-Здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей среды.

Но с каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе. Не умеют , а порой не хотят беречь и охранять.

Ребята , а кто из вас знает , что такое окружающая среда?

— Чистая вода, свежий воздух, плодородна почва- всё это необходимо для благополучного  существования человеку.

 Природа – это многочисленные живые организмы в их естественной среде обитания.

Совокупность живых организмов и соответствующих неживых компонентов называют экосистемой. Все экосистемы земного шара объединяются общим понятием – биосфера. Биосфера включает в себя все части планеты, освоенные жизнью.

Главный компонент биосферы – это её живое вещество.

Люди – это тоже живые компоненты биосферы. Человек всегда стремился быть полновластным хозяином на Земле и рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятого у природы возвращал в виде отходов. В результате такой деятельности и происходит постоянное загрязнение воздуха, почв и природных вод.

Итак, рассмотрим подробнее источники загрязнения воздуха, воды и почвы, а также состав загрязняющих веществ.

Загрязнение воздуха. В одних случаях воздух загрязняется газообразными веществами, в других – взвешенными частицами.

Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды. Наиболее распространённые твёрдые примеси – это частицы пыли и сажи.

К основным источникам загрязнения воздуха относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт и промышленные предприятия.

Все источники загрязнения атмосферы мы можем разделить на 2 группы.

Также загрязнение атмосферы происходит при помощи природных источников.

  • К природным источникам загрязнения относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения и др.

Как ,вы думаете к чему приводят последствия загрязнения воздуха?

Правильно, ребята .

МОЙ ВЫВОД: Загрязнение воздуха снижает сопротивляемость в организма , к инфекциям, в результате повышается заболеваемость людей, также происходят неблагоприятные изменения организма. А особую опасность представляет загрязнение природной среды тяжёлыми металлами.

А сейчас мы познакомимся со следующим фактором загрязнения  нашей окружающей среды

Загрязнение почв. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды (химические препараты, применяемые для борьбы с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур).

-А кто из вас знает, что такое почва?

— А знаете, дети , прежде чем перейти к рассмотрению загрязнения почвы.

-Я хочу у вас спросить, что у нас случилось в 1986 году в Черноболе?

 Может ,  кто знает от своих бабушек или родителей об этом?

— Как отразилась на нашем здоровье эта трагедия?

—  Вывод: Правильно в результате этого взрыва в нашу окружающую среду попало много разных ядовитых элементов как в почву , так  и воду  и воздух. Многие элементы попав в почву разлагаются много лет

— Дети , я чуть не забыла мне перед началом урока принесли конверт. В этом конверте находятся жалобы нашей почвы, вы сейчас прочитайте и расскажите , от чего плачет наша почва?

— Чтобы предложили изменить в данной ситуации?

Вывод: Загрязнение почвы способствует попаданию вредных веществ в организм человека с пищей и уменьшает продуктивность сельских угодий.

Проблемная ситуация.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие с нашей гостьей  капелькой. ( Девочка одета в костюм капельки, которая отправилась в путешествие)

 Чистая капелька воды  попала в ручеёк и решила  отправиться в море. Её путь был очень нелегкий. Сначала она на пути встретила группу туристов, которые после вкусного обеда решили свои остатки выбросить в реку. Затем они решили вымыть свою машину. Как вы думаете, куда попала грязь с машины?(на плакате нарисован маршрут и преграды, также учитель в банку с чистой водой добавляет всё , что попадает в воду)

 А ещё в машины была неисправна. В реку попал  бензин.

Капельке стало неприятно и она поплыла дальше. На дороге ей встретилась животноводческая ферма. Как вы думаете, что попадает в реку отсюда?

  Посмотрите, какой стала вода?

Капелька расстроилась и поплыла дальше. А навстречу

нефтеперерабатывающий комбинат. И в воду стеклись остатки переработки. И посмотрите внимательно, что произошло с нашей гостьей, и водой в реке. Хотелось бы вами пить такую воду и умываться ей?

 Ребята, как вы думаете, что произойдёт с нашим здоровьём, если мы будем использовать такую воду?

Итак, следующим фактором, который неблагоприятно влияет на здоровье человека, является загрязнение вод.

Загрязнение воды. В роли основных загрязнителей природных водоёмов выступают нефть и нефтепродукты, которые появляются в результате естественных выходов нефти в районах её залегания, нефтедобычи, транспортировки, переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья. Загрязнение водной среды также происходит из-за поступления в водоёмы воды, стекающей с поверхности обработанных химикатами сельскохозяйственных и лесных земель и при сбросе в водоёмы отходов предприятий. Всё это ухудшает санитарно-гигиенические показатели качества воды.

А кто является  «главным» в загрязнении вод.

Правильно, мы люди?

А какая беда приключилась у нас в селе Новая Романовка?

Посмотрите, какая была наша река  Воронуса  несколько лет тому назад.

А какой она стала сегодня?

Как вы думаете, какой вред  здоровью приносит нам эта проблема ?

— А сейчас у вас на столе лежат лучики солнышка, на которых вы напишите ваши предложения, чтобы сделать нашу реку красивой, чтобы она положительно влияла на наше здоровье.

-Есть ,возможно , уголок красивей,

Есть, богаче, шире есть края,

Только мне из всей моей России

Ближе к сердцу Брянщина , моя!

— А сейчас мы давайте посмотрим, чтобы вы сделали для своей маленькой Родины с. Новая Романовка.

—  Вот мы с вами и разобрали все загрязняющие факторы и узнали.

-Ребята, а как мы можем повысит устойчивость нашего организма перед вредными веществами?

— Правильно мы должны ,как можно больше употреблять в пищу витаминов.

Качество жизни людей зависит от состояния окружающей среды. Грязный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм человека через органы дыхания. Грязная вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения, которые попадут вместе с ней в желудочно-кишечный тракт. Загрязнение почвы и грунтовых вод способствует попаданию вредных веществ в организм человека с пищей и уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий. Всё это представляет серьёзную угрозу для здоровья человека. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить  различные изменения . Постоянное ухудшение окружающей среды в конечном счёте может привести к снижению защитных свойств организма, его сопротивляемости различным заболеваниям.

В последнее время люди начинают осознавать необходимость охраны окружающей среды и создания законов, которые закрепят права человека на качество окружающей среды.

Так, в Конституции Российской Федерации определено:

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба его здоровью или имуществу экологическим правонарушителем» (ст. 42).  (вывешивается статья на доску и разбирается)

Каждый человек должен заботиться о благополучии окружающей среды. Забота об окружающей среде начинается с собственного дома, улицы, парка, школы. Надо свои дурные привычки и агрессивное отношение к природе заменить заботой о сохранении всего живого.

  1. Итог урока.

Писатель  М. М. Пришвин Сказал замечательные слова:

  • Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.  Рыбе –вода, птице – воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна – Родина. И охранять природу, значит охранять Родину. 

Учитель. Сделайте вывод по теме.

Обучающиеся. Качество нашей жизни зависит от состояния окружающей среды, поэтому необходимо заботиться о сохранении и благополучии окружающей среды.

Рефлексия: Сейчас на облачко разместим капельки (голубого или чёрного цвета ) и узнаем ,понравился ли вам урок.

Домашнее задание: № 7.3, задание на стр. 164. Подготовить сообщение.

Заполнить таблицу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *